У Польши есть “атомный вариант” в конфликте с Минском

У Польши есть “атомный вариант” в конфликте с Минском

Из-за нелегальных мигрантов обостряется кризис в отношениях Польши с Беларусью, и польское правительство может прибегнуть к так называемому “атомному варианту” давления на Минск, пишет money.pl.

Речь идет о полном закрытии границ между странами, что приведет к прекращению торговли и запрету передвижения людей. Эксперты предостерегают от такого решения, потому что это был бы меч, который ударил бы не только по Беларуси, но и по самой Польше.

В понедельник утром в СМИ появилась информация о большой группе мигрантов, которые планируют перейти границу из Беларуси в Польшу. Как сказано в сообщении Минобороны Польши, службам МВД и военнослужащим удалось пресечь первую массовую попытку пересечения границы. В настоящее время мигранты разбили лагерь в районе пограничного перехода Брузги-Кузница, и по данным пограничной службы, их становится все больше и больше с каждым часом.

Однако ситуация становится все более напряженной. Обострение миграционного кризиса вынудило польский наши власти закрыть пограничный переход в Кузнице. Вопросом “что дальше?” задается портал Wirtualna Polska.

“Атомный вариант” для Беларуси
Эксперты подчеркивают, что польское правительство может закрыть границу между Польшей и Беларусью, чтобы оказать давление на официальный Минск. Это означало бы прекращение торговли между двумя странами и запрет на передвижение людей. Однако именно к этой идее следует подходить с наибольшей осторожностью.

“Лукашенко – альфа-самец и в первую очередь понимает аргументы силы. Отказаться от своих решений ему будет непросто, и кризис на границе будет продолжать обостряться, что вынуждает польскую сторону принимать резкие меры, такие как закрытие пограничного перехода в Кузнице”, – говорит Камиль Клысиньски, эксперт Центра по востоковедению, который специализируется на политике Беларуси, Украины и Молдовы.

По его словам, решение о закрытии транзита на всем протяжении восточной границы между Польшей и Беларусью чрезвычайно сложен и потребует преодоления множества препятствий.

“Для кого именно он будет закрыт, какие товары, из каких стран могут проходить через него, а какие нет?” – недоумевает Клысински.

“Хочу особо подчеркнуть, что такие решения могут приниматься только на уровне ЕС. Вместе с нашими партнерами из Сообщества необходимо определить, даем ли мы Минскому режиму короткий предупредительный сигнал и закрываем ли границу на определенный период, или такая ситуация будет продолжаться, затрагивая конкретные экономические вопросы, что также потребует затрат со стороны ЕС”, – предупреждает он.

Экономика Беларуси основана на экспорте
Такая демонстрация силы может иметь краткосрочный эффект. Хотя экономика Беларуси в последнее время неплохо себя чувствует, она все еще в десять раз меньше польской (60 миллиардов долларов ВВП Беларуси против почти 600 миллиардов долларов ВВП Польши – данные Всемирного банка).

За первые три квартала Беларусь зафиксировала рост ВВП на 2,7%. Это больше, чем весенние прогнозы властей и международных финансовых институтов. Экономика достигла такого положительного результата, несмотря на секторальные санкции ЕС, введенные в июне, ограничения США, введенные параллельно, и структурные проблемы неэффективной командно-распределительной модели.

С другой стороны, основным источником экономического роста за первые 9 месяцев был экспорт, который увеличился до 28 миллиардов долларов, или 36% по сравнению с тем же периодом 2020 года. В случае России (т.е. основного торгового партнера Беларуси), на которую приходится более половины товарооборота, улучшение не позволило преодолеть отрицательное сальдо, зафиксированное годами. Оно составляет около 5 миллиардов долларов США, в том числе за счет от увеличения импорта сырой нефти в первом полугодии по отношению к существенно снизившемуся (в результате российско-белорусских споров о форме дальнейшей интеграции) уровню в первые месяцы 2020 года.

“Торговля с ЕС оказалась более выгодной – экспорт увеличился на 96%, что позволило записать положительное сальдо в размере 2,2 миллиардов долларов или почти на 3 миллиарда долларов больше, чем в 2020 г. В результате, общее отрицательное сальдо внешней торговли за первые три квартала этого года составила 1,5 миллиарда долларов, что на 900 миллионов долларов меньше, чем за соответствующий период прошлого года”, – подсчитывает эксперт OSW.

Польша и Беларусь торгуют в основном машинами и технологическими линиями, а также химическими и пищевыми продуктами. По товарообороту с Польшей Беларусь входит во вторую двадцатку стран.

Блокировка торговли?
“Блокировка границы – это крайняя мера, которая для нас была бы большой проблемой”, – говорит Петр Сорочинский, главный экономист Польской торговой палаты.

По его мнению, это нанесет ущерб предприятиям, но не повлияет существенно на разрешение конфликта. Эксперт обращает внимание на другое.

“Что мы сделали как польское государство за 30 лет, зная, что за восточной границей у нас авторитарный режим и ползучий политический риск? Подготовились ли мы каким-либо образом к тому, чтобы иметь возможность оказывать на них экономическое давление?” – риторически спрашивает он.

По его мнению, Польша не предприняла никаких мер предосторожности на случай такого обострения конфликта.

Подталкивание Беларуси к Путину или Китаю?
Но это еще не все. Блокирование границ и прекращение торговли будет иметь еще одно измерение – экономическое, затрагивающее геополитику.

“Это толкает Лукашенко в объятия Турции или Китая, которые потирают руки, наблюдая за тем, что происходит в нашей части мира”, – объясняет Казимеж Здуновски, президент Польско-Белорусской торгово-промышленной палаты.

Он отмечает, что в торговле Варшавы с Минском уже наблюдаются тенденции, когда польские компании вытесняются с белорусского рынка предпринимателями с Босфора, а “атомный вариант” нынешнего правительства Польшитолько усугубит эту проблему.

Беларусь ближе к России
Портал Wirtualna Polska пишет, что у всего этого есть еще один аспект и напоминает, что 4 ноября этого года на заседании Совета Союзного государства Беларуси и России был принят документ “Об основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного на 2021-2023 года, включающий 28 интеграционных программ, и принята военная доктрина Союзного государства.

По словам Анны Марии Дайнер из Польского института международных отношений, это свидетельствует об усилении политической и экономической зависимости Беларуси от России и закреплении российского военного контроля над страной, что негативно скажется на обстановке безопасности в регионе.

“Подписание пакета интеграционных документов означает дальнейшее увеличение возможностей России влиять на внутреннюю и внешнюю политику Беларуси. Учитывая различия в потенциалах экономик двух стран, следует ожидать, что Беларусь будет вынуждена принять российские правовые решения, которые ограничат независимость белорусского правительства в проведении макроэкономической политики. Это может означать сложности в торговле Польши с Беларусью”, – считает эксперт.

Поэтому, по его мнению, правительство Матеуша Моравецкого должно рассмотреть все за и против, но, конечно, не в одиночку, а на форуме ЕС, где ведется политическая битва в последние шесть лет.

ЧИТАТЬ ЕЩЁ •••